Советы психолога

Стиль педагогического общения

Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся.
развернуть

Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

свернуть

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

Помните, что  этим  детям  свойственны  страхи  тревожные  опасения,  боязнь нового,  незнакомого,  низкая  адаптивность.  В  школьном возрасте —ипохондрия  за  своё  здоровье  и  здоровье  родных.  Появляется  навязчивость  и  чрезмерная  мнительность. Им важно, как  они  выглядят  в  глазах  других  в  неудобных, стыдливых  ситуациях;  они  испытывают  тяжелейший  стресс,  который долго переживают. 

         Застенчивые  дети  очень  внушаемы,  поэтому:

1.  Не  ставьте  их  в  позицию  неопределённости,  неизвестности.

2. Не  включайтесь  в  игру  их  болезней,  давайте  им  работу,  когда  они  здоровы.

3. Включайте  их  в  общественные  посильные  дела.

4.  Хвалите   их  за  самостоятельность.

5. Стимулируйте  их  личную  ответственность.

6. Не  создавайте  напряжения  во  взаимоотношениях,  не  угрожайте. Отношения  с  застенчивым  ребёнком  должны  быть  ровные, открытые.  Он  должен  понимать  Ваши  эмоции  и  чувства  к  нему.  Негативизм  относите  к  его  поступку,  а  не  к  личности.  Вы  должны  успокоить  ребёнка.

7.  Если  уровень  притязаний  ребёнка  завышен,  то  помогите   найти  адекватный.

8. Будьте  осторожны  с  передачей  стрессовой  информации .  Не  допускайте,  чтобы  ребёнок  выбегал  из  класса—это  опасно.  Сразу  же  следуйте  за  ним.  Даже  когда он  расстроен,  не  выводите его  из  класса.  Освободите на  время  его  от  работы—дайте ему  время  успокоиться.

9.  Позволяйте  иногда  отвечать  ему  с  места  или  письменно.

Как  правило,  эти  дети  из  семей  с  высокой  моральной  ответственностью.  И  для этих  детей самое  страшное — ошибиться  или  подвести  кого-либо.  Задача  учителя  научить  детей  спокойно  относиться  к  ошибкам,  иметь  желание  их  исправить,  находя  при  этом  разные  варианты  решения  проблемы.

свернуть

свернуть

Как избежать ненужных конфликтов

Существует ряд правил:

- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

- прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;

- попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;

- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;

- заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;

- умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;

- признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;

- если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.

свернуть

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим. Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».
развернуть

1. Агрессивные  дети  часто  бывают  вооружены.

2. Никогда  не  оскорбляйте  их,  в диалоге  не  используйте  жаргонные  и  бранные  слова—это  не  даст им права  оскорблять  Вас  и  не демонстрировать  в  поведении  всё,  на  что они  способны.

3. Ведите  общение  на  равных,  но  не  впадайте  в зависимость  от  них.  Лучше  несколько  дистанцироваться  от  них.

4. Не боритесь  с  ними  в  открытую,  т.к.  это  усугубит  отношения.  Следует учитывать  их  особенности  и  бурные  реакции.

5.Останавливайте  их  спокойно,  с  невозмутимым  лицом,  действуйте  при  минимуме  слов.

6. Обсуждайте  их  поведение только  после  их  успокоения.

7. Не  отвергайте  их,  т.к.  они  очень  мстительны.

8. Выясните,  как  возникает  агрессивное  поведение  и каково  возможное  решение.

9. Наделите  агрессивного  ребёнка  какой-либо  ответственностью  в  школе.

10. Учитывайте,  что  перед  сильными  у  агрессивного ребёнка  появляются в  поведении элементы  раболепия,  а  перед  слабыми  агрессии.

11. Не  угрожайте  и  не  шантажируйте  агрессивного  ребёнка,  т.к.  в  какой-то  момент это  перестаёт  действовать  и  Вы  будете  неубедительны  и бессильны.

12. Воинственность  ребёнка  можно  успокоить  своим  спокойствием.

13. Не  разряжайте  своё  плохое  настроение  на  таких  детях.

Найдите  повод  похвалить  их,  особенно  спустя  некоторое время  после  наказания—дети  убедятся,  что  претензии  были  не  лично  к  ним,  а  к их  поступкам.

свернуть

Синдром профессионального выгорания

05.10.2020
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
развернуть

Синдром профессионального выгорания:

 понятие, причины, симптомы, профилактика

Синдром эмоционального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь всех, кто работает с людьми: учителей, врачей, продавцов, журналистов…

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки, освобождения от них.  «Выгорающий» человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе, что приводит к постоянному стрессу, истощению запаса жизненной энергии.

Симптомы синдрома выгорания:

  • Усталость (утомление, истощение);
  • психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, бессонница);
  • отрицательная настроенность к выполняемой деятельности, постоянная раздражительность;
  • негативное отношение к себе;
  • депрессивные и тревожные состояния, чувство неудовлетворенности, беспомощности и вины;
  • агрессивные тенденции по отношению к другим людям;
  • конфликты с коллегами.

КАК  ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ

  • Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь – измени свое отношение к ней.
  • Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее - начинай жить умнее.
  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он подскажет, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
  • Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
  • Высыпайтесь! Если режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом кругу – стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
  • Любите себя или по крайней мере старайтесь себе понравиться.
  • Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам поверить в свои силы, обрести себя.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить жизнью других. Живите своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя. Помните: вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
  • У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия - способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.
  • Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом. Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
  • Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
  • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может он справится сам?
  • Научитесь жить с юмором. «Юмор - соль жизни. Кто лучше посолен, дольше живет» (К.Чапек). Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию  по отношению к чему угодно, в т.ч. к самому себе (т.е. облегчает самоотстранение). Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой.
  • Многие пытаются всюду успеть, сделать больше, чем в их силах. Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого.
  • Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма, это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.

В круговерти дел и обязанностей каждый человек должен найти время для себя, доброго, чуткого к другим, необыкновенного, чтобы заниматься творчеством, жизнью и отдыхом.

Тогда, светя другим, мы не сгорим!

свернуть

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников

30.09.2020
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
развернуть

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

 Рекомендации для педагогов, при обнаружении, что дети подвергаются моральному унижению

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

 Методические рекомендации для педагогов

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

  

В случае выявления явных признаков

жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих,

позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

 Психолого-педагогические правила организации общения

между учителем и учащимися

  1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
  2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
  3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
  4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
  5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

  1. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

свернуть