Этнографическая неделя «Бабульчын куфэрак»

01.03.2021
Этнография - историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния. Слово «этнография» происходит из двух греческих слов: «этнос»- народ и «графейн»- писать, описывать, т.е. в переводе - «народоописание», «народоведение». Предметом изучения этнографии являются материальная и духовная культуры народов, их семейный и общественный быт, хозяйственные занятия и этнические процессы. Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными постройками, одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда. Духовная культура - обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологические представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (например, народная медицина), художественная культура (народная музыка и хореография, традиционное изобразительное и устно-поэтическое творчество), а также игры (в том числе детские и спортивные). Занятия этнографией повышают эрудицию, культурный уровень школьников, способствуют развитию навыков исследовательской работы.

Так традиционная этнографическая неделя «Бабульчын куфэрак» гостеприимно встречала учащихся ГУО «Дубровская средняя школа» с 22 по 26 февраля 2021 года. В фойе второго этажа для школьников была организована выставка с множеством заочных викторин (“Міфічныя істоты”, “Беларус святкуе”, “Самы кемлівы”, “Апрані ляльку”, “Просім у хату, госцейкі нашы!”, “Тэматычныя задачы-галаваломкі”). Каждый класс поближе познакомился с хранительницей домашнего тепла и уюта – печкой и поучаствовал в выставке рисунков «Печки-лавочки».

Этнографическая неделя, традиционно, началась с единого информационного часа, посвящённого Международному дню родного языка («Любіце і шануйце, як святыню, роднае слова”- 22.02.2021). В этот же день учащиеся 5-8 классов разделились на три команды и стали участниками конкурсно-познавательного мероприятия посвящённого Международному дню родного языка “Як ты дарага мне, мая родная мова!” Ребята отвечали на вопросы, разгадывали головоломки, читали стихи на память. Болельщики тоже не остались в стороне – они читали стихи о родном языке на память и заработанные баллы отдавали той команде, за которую болели. Мероприятие получилось очень познавательным и эмоциональным.

24 февраля учащиеся 5 класса стали участниками интерактивной игры «Мы – белорусы», в которой уверенную победу одержала команда «Белорусы»; а 7-8 классы поборолись за первое место в интерактивной игре «Мая Беларусь», где сильнейшими оказалась сборная команда 7 и 8 классов «Василёчки».

На следующий день, 25 февраля, участниками интерактивной игры «Пять звёзд» «Слово про Беларусь» стали учащиеся 9-10 классов. На игровом поле школьников ожидали не только баллы за правильные ответы, но и всевозможные неожиданности: переход хода, сгорание набранных очков,  пропуск хода, звёзды. Во время игры эмоции всех участников были на пределе. Уверенную победу одержала команда учащихся 9 класса «Белорусы».

В конце недели прошла игра-викторина «Паэтычны свет міфаў” для учащихся 6 класса.

На протяжении 5 дней все классы посетили этнографический музейный уголок «Бабульчына хатка». Для 1-6 классов была организована экскурсия «Хатка з матчынай душой», во время которой дети познакомились с бытом и условиями жизни наших предков, а для 7-10 классов – экскурсия «Гістарычны альманах”, где вместе с экскурсоводами ребята узнали про историю создания нашей школы.

Изучение этнографии, знание ее способствует развитию патриотических чувств, дает дополнительные знания по гуманитарным предметам, преподаваемым в школе, развивает у школьников навыки работы с книгой, приучает к работе с музейными экспонатами.

Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.