Обучающимся

Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

04.05.2023

ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ НА II и III  СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

в 2022/2023 учебном году

В целях выполнения поручений Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко по вопросам образования Министерством образования разработаны новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования (далее – УОСО).

В IX классе предлагается проводить выпускные экзамены по четырем учебным предметам:

«Белорусский язык» и «Русский язык» – в форме изложения, что позволит проверить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся;

«Математика» – контрольная работа;

«История Беларуси» – в устной форме.

Подходы к проверке экзаменационных работ изменять не планируется.

По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить обучение в X профильном классе с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне либо в X базовом классе с изучением всех учебных предметов на базовом уровне, либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.

С учетом мнения педагогов предлагается в профильный класс зачислять учащихся, имеющих средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 и отметки по профильным предметам не ниже 7 баллов.

В XI классе предлагается сохранить выпускные экзамены по государственным языкам «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося, а также с целью проверки математической и функциональной грамотности – по учебному предмету «Математика», с учетом важности межстранового взаимодействия – по учебному предмету «Иностранный язык».

В целях уменьшения нагрузки на учащихся XI классов предлагается выпускной экзамен и централизованное тестирование по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика» совместить (далее – национальный экзамен, НГЭ). Выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» – проводить в устной форме в учреждении общего среднего образования, в котором обучаются учащиеся. Подходы к формированию экзаменационных комиссий для проведения данного выпускного экзамена менять не планируется.

Общие принципы проведения НГЭ как совмещенной формы выпускных экзаменов и ЦТ (рассадка, правила проведения и т.д.) идентичны принципам, используемым в настоящее время при организации ЦТ.

В качестве учреждения, ответственного за технологическое сопровождение НГЭ, предлагается определить учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний», который имеет опыт проведения централизованного тестирования.

Проверка и оценивание работ осуществляется в РИКЗ компьютером с помощью программного обеспечения и по методике подсчета тестовых баллов (по технологии ЦТ). Отметка, полученная на НГЭ, будет переведена в 10-балльную шкалу. В аттестат об общем среднем образовании будет выставлена итоговая отметка с учетом годовой и отметки, полученной на НГЭ. Кроме того, по итогам выполнения заданий НГЭ будет выдан сертификат с указанием количества баллов для участия в конкурсе при поступлении в учреждения высшего или среднего специального образования.

В связи с этим предлагается проводить НГЭ в апреле текущего учебного года на базе имеющихся и дополнительных пунктов централизованного тестирования. Пункты тестирования, будут сформированы таким образом, чтобы радиус подвоза не превышал 70 километров.

С учетом необходимости проведения широкой апробации новой модели итоговой аттестации, внесения изменений  в Правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования, разработки новых нормативных правовых актов наиболее оправданным является реализовать данные подходы в 2023/2024 учебном году.

свернуть

Изменения в школьной программе с 1 сентября

18.08.2022
Произошли изменения в типовом учебном плане общего среднего образования. В типовом учебном плане определены предметы, которые должны изучаться в каждом классе, количество часов в неделю на изучение каждого из них, а также допустимая нагрузка на учащегося. По каждому из предметов в свою очередь существует учебная программа, которая определяет цели и задачи изучения предмета, темы, практики, их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности. Периодически в этих документах происходят изменения, которые отражаются на учебном процессе.
развернуть
 

Произошли изменения в типовом учебном плане общего среднего образования. Так, с 2022/2023 учебного года в 10-х и 11-х классах увеличится на полчаса количество часов в неделю на изучение учебных предметов "Беларуская мова" и "Русский язык". Это значит, что с нового учебного года на изучение белорусского и русского языков в 10-х и 11-х классах на базовом уровне будет отведено 53 часа в год (было 35).

Кроме того, на один час уменьшится количество часов в неделю на изучение учебного предмета "Иностранный язык" в 10-х и 11-х классах.

Произошли изменения в учебных программах по предметам. Они связаны с изменениями в типовом учебном плане, введением новой редакции Конституции Беларуси, а также с совершенствованием учебных программ по предложениям педагогов.

Увеличение количества часов на изучение белорусского и русского языков в 10-х и 11-х классах повлекло перераспределение часов в учебной программе. Следует отметить, что расширения теоретического материала при этом не будет. Появится возможность больше внимания уделить повторению и закреплению изученных правил, совершенствованию коммуникативных, орфографических и пунктуационных навыков учащихся, развитию культуры устной и письменной речи.

В учебные программы для 10-11-х классов по иностранному языку в связи с сокращением количества часов, отводимых на изучение учебного предмета, также внесены изменения и дополнения: сокращен объем продуктивного (активного) и рецептивного (пассивного) лексического минимума; исключены отдельные коммуникативные задачи; перенесен грамматический материал из раздела "Грамматический материал для продуктивного усвоения" в раздел "Грамматический материал для рецептивного усвоения".

В связи с вступлением в действие новой редакции Конституции Беларуси в учебные программы по истории Беларуси и обществоведению внесены соответствующие изменения, предусматривающие изучение изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

Еще из изменений - в учебной программе по географии для 6-х, 7-х, 11-х классов сокращено количество географической номенклатуры, обязательной для изучения, а в учебную программу по допризывной подготовке добавлены нормативы, которые должны выполняться учащимися.

В январе 2022 года принят закон "О геноциде белорусского народа". Он стал результатом уголовного расследования, которое ведет Генеральная прокуратура. Информационно-аналитические материалы о геноциде белорусского народа, предоставленные Генпрокуратурой, будут размещены на национальном образовательном портале. Они будут рекомендованы к использованию при изучении разных учебных предметов, не только истории, но и белорусской и русской литературы, искусства. К началу учебного года будут подготовлены и размещены на портале рекомендации по использованию этих материалов в образовательном процессе.

В учебные программы по предметам "Чалавек і свет. Мая Радзіма - Беларусь", "История Беларуси" внесены изменения, предусматривающие изучение учащимися вопросов, связанных с трагедией белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

В 4-м классе в учебную программу "Чалавек і свет. Мая Радзіма - Беларусь" добавлен вопрос "Трагедыя беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны. Гістарычная памяць аб гібелі жыхароў беларускай вёскі Хатынь і дзецях - ахвярах вайны".

Учебные программы по истории Беларуси в 9-х и 11-х классах дополнены вопросами о сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне, будет изучаться закон Беларуси "О геноциде белорусского народа".

В 11-м классе в учебную программу включены также вопросы о преступлениях польских, украинских, литовских и латышских националистов против мирного населения Беларуси, об участии белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории нашей страны.

С 1 сентября 2022/2023 учебного года учащиеся 9-го класса будут изучать учебный модуль "Великая Отечественная война". Он включает в себя раздел "Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа" по предмету "Всемирная история". В модуль также вошел раздел "Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн" по предмету "История Беларуси". Третья составляющая модуля - программа факультативного занятия "Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)". Для реализации программы факультатива разработан учебно-методический комплекс с одноименным названием, включающий учебное пособие, учебно-методическое пособие, хрестоматию и атлас.

На национальном образовательном портале к началу учебного года будут размещены методические комментарии по изучению модуля "Великая Отечественная война".

Следует отметить, что учебные программы также совершенствуются точечно с учетом замечаний и предложений, которые поступают в Национальный институт образования от педагогов. Например, уточняются основные требования к результатам учебной деятельности,Произошли изменения в типовом учебном плане общего среднего образования. Так, с 2022/2023 учебного года в 10-х и 11-х классах увеличится на полчаса количество часов в неделю на изучение учебных предметов "Беларуская мова" и "Русский язык". Это значит, что с нового учебного года на изучение белорусского и русского языков в 10-х и 11-х классах на базовом уровне будет отведено 53 часа в год (было 35).

Кроме того, на один час уменьшится количество часов в неделю на изучение учебного предмета "Иностранный язык" в 10-х и 11-х классах.

Произошли изменения в учебных программах по предметам. Они связаны с изменениями в типовом учебном плане, введением новой редакции Конституции Беларуси, а также с совершенствованием учебных программ по предложениям педагогов.

Увеличение количества часов на изучение белорусского и русского языков в 10-х и 11-х классах повлекло перераспределение часов в учебной программе. Следует отметить, что расширения теоретического материала при этом не будет. Появится возможность больше внимания уделить повторению и закреплению изученных правил, совершенствованию коммуникативных, орфографических и пунктуационных навыков учащихся, развитию культуры устной и письменной речи.

В учебные программы для 10-11-х классов по иностранному языку в связи с сокращением количества часов, отводимых на изучение учебного предмета, также внесены изменения и дополнения: сокращен объем продуктивного (активного) и рецептивного (пассивного) лексического минимума; исключены отдельные коммуникативные задачи; перенесен грамматический материал из раздела "Грамматический материал для продуктивного усвоения" в раздел "Грамматический материал для рецептивного усвоения".

В связи с вступлением в действие новой редакции Конституции Беларуси в учебные программы по истории Беларуси и обществоведению внесены соответствующие изменения, предусматривающие изучение изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

Еще из изменений - в учебной программе по географии для 6-х, 7-х, 11-х классов сокращено количество географической номенклатуры, обязательной для изучения, а в учебную программу по допризывной подготовке добавлены нормативы, которые должны выполняться учащимися.

В январе 2022 года принят закон "О геноциде белорусского народа". Он стал результатом уголовного расследования, которое ведет Генеральная прокуратура. Информационно-аналитические материалы о геноциде белорусского народа, предоставленные Генпрокуратурой, будут размещены на национальном образовательном портале. Они будут рекомендованы к использованию при изучении разных учебных предметов, не только истории, но и белорусской и русской литературы, искусства. К началу учебного года будут подготовлены и размещены на портале рекомендации по использованию этих материалов в образовательном процессе.

В учебные программы по предметам "Чалавек і свет. Мая Радзіма - Беларусь", "История Беларуси" внесены изменения, предусматривающие изучение учащимися вопросов, связанных с трагедией белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Раньше вопросы о Великой Отечественной войне и так изучались в рамках данных предметов. Что тут изменится? Может, добавятся отдельные темы? Какие именно?

В 4-м классе в учебную программу "Чалавек і свет. Мая Радзіма - Беларусь" добавлен вопрос "Трагедыя беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны. Гістарычная памяць аб гібелі жыхароў беларускай вёскі Хатынь і дзецях - ахвярах вайны".

Учебные программы по истории Беларуси в 9-х и 11-х классах дополнены вопросами о сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне, будет изучаться закон Беларуси "О геноциде белорусского народа".

В 11-м классе в учебную программу включены также вопросы о преступлениях польских, украинских, литовских и латышских националистов против мирного населения Беларуси, об участии белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории нашей страны.

С 1 сентября 2022/2023 учебного года учащиеся 9-го класса будут изучать учебный модуль "Великая Отечественная война". Он включает в себя раздел "Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа" по предмету "Всемирная история". В модуль также вошел раздел "Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн" по предмету "История Беларуси". Третья составляющая модуля - программа факультативного занятия "Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)". Для реализации программы факультатива разработан учебно-методический комплекс с одноименным названием, включающий учебное пособие, учебно-методическое пособие, хрестоматию и атлас.

На национальном образовательном портале к началу учебного года будут размещены методические комментарии по изучению модуля "Великая Отечественная война".

Следует отметить, что учебные программы также совершенствуются точечно с учетом замечаний и предложений, которые поступают в Национальный институт образования от педагогов. Например, уточняются основные требования к результатам учебной деятельности, тематика контрольных работ, перераспределяются часы на изучение тем, сокращается количество основных понятий, обязательных для изучения.

Ранее говорилось о том, что с 1 сентября 2022 года будут обновлены нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся. Какие изменения ждут школьников в этой сфере?

Оценка результатов учебной деятельности с 2002 года осуществляется в баллах по десятибалльной шкале с учетом пяти уровней учебной деятельности: действия на узнавание, распознавание и различение понятий; действия по воспроизведению учебного материала на уровне памяти; действия по воспроизведению учебного материала на уровне понимания; действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач.

В обновленных нормах оценки сохранились общие принципы: 10-балльная система и 5 уровней учебной деятельности.

В 1-х и 2-х классах по всем предметам, а также в 3-4-х классах по учебным предметам "Музыка", "Изобразительное искусство", "Трудовое обучение", "Физическая культура и здоровье", "Основы безопасности жизнедеятельности" оценка результатов учебной деятельности учащихся, как и прежде, будет осуществляться на содержательно-оценочной основе без использования отметки в баллах.

По учебным предметам "Основы безопасности жизнедеятельности" (5-й класс), "Искусство (отечественная и мировая художественная культура)" (5-9-е классы) аттестация осуществляется с использованием отметок "зачтено", "не зачтено".

Что касается новшеств, с 2022/2023 учебного года положительными будут считаться отметки от 3 до 10 баллов, неудовлетворительными - отметки 1 и 2 балла.

Обновленные нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся отличаются от действовавших тем, что они предусматривают оценку не только предметных образовательных результатов (знаний, умений, навыков, способов деятельности), но и метапредметных образовательных результатов (например, умения критически оценивать информацию, полученную из различных источников, грамотно интерпретировать и использовать ее; умения интегрировать знания из различных предметных областей для решения практических задач).

Получение неудовлетворительной отметки означает, что ученик не усвоил учебный материал. Учащийся, получивший 1 или 2 балла по предмету по итогам учебного года, будет получать задание на лето. В августе текущего учебного года по расписанию, утвержденному руководителем учреждения образования, он должен будет пройти аттестацию по данному предмету. В случае, если не будет получена положительная отметка и в августе, учащийся останется на повторный год обучения.

Наличие годовых неудовлетворительных отметок в 9-х и 11-х классах может сказаться на допуске к выпускным экзаменам. К выпускным экзаменам в этих классах будут допускаться учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам.

При этом, к выпускным экзаменам могут быть допущены учащиеся, которые имеют не более двух неудовлетворительных отметок по учебным предметам, по которым не проводятся выпускные экзамены. Но аттестацию по итогам года по этим двум предметам они будут проходить в августе. Тот, кто получит неудовлетворительную отметку на выпускном экзамене, сможет сдать его повторно в августе.

 

свернуть

Организация образовательного процесса 2024/2025

В 2024/2025 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – со 2 сентября 2024 г. по 26 октября 2024 г.;

вторая – с 4 ноября 2024 г.  по 24 декабря 2024 г.;

третья – с 8 января 2025 г. по 22 марта 2025 г.;

четвертая – с 31 марта 2025 г. по 31 мая 2025 г., а для учащихся IX (X), XI (XII) классов с 31 марта 2025 г. по 23 мая 2025 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 8 дней с 27 октября 2024 г. по 3 ноября 2024 г. включительно;

зимние – 14 дней с 25 декабря 2024 г.  по 7 января 2025 г.  включительно;

весенние – 8 дней с 23 марта 2025 г.  по 30 марта 2025 г.  включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2025 г.  по 31 августа 2025 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2025 г. по 31 августа 2025 г. включительно.

Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 17 февраля 2025 г. по 23 февраля 2025 г. включительно продолжительностью 7 дней.

свернуть

Деловой стиль одежды

В ходе образовательного процесса во всех видах учреждений общего среднего образования учащиеся І-ХІ классов придерживаются одежды делового стиля. Ношение одежды делового стиля учащимися учреждений общего среднего образования является нормой, которая определяется уставом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения общего среднего образования. В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение образования обязано обеспечить разработку и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования.
развернуть

  Образцы одежды делового стиля утверждаются Координационным советом по вопросам одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь от 19 августа 2013 г. № 77/19 «О Координационном совете по вопросам одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования»).

  Учащиеся и их законные представители совместно с администрацией учреждения общего среднего образования и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля.

  Информацию о требованиях к внешнему виду учащихся, включая фотографии образцов одежды делового стиля, рекомендуется разместить на информационных стендах в учреждениях общего среднего образования. Необходимо постоянно проводить мероприятия, направленные на популяризацию одежды делового стиля среди учащихся и их законных представителей (классные часы, встречи, публикации в средствах массовой информации и др.).

  Образцы моделей одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования (сезон 2015-2016 гг.) размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by / Управление общего среднего образования / Деловой стиль одежды).

 С мая 2015 года началась реализация пилотного проекта «Школа будущего», организаторами которого являются концерн «Беллегпром», Министерство образования Республики Беларусь и Министерство торговли Республики Беларусь. На первом этапев проекте примут участие шесть учреждений общего среднего образования. На следующих этапах реализации пилотного проекта предполагается его расширение за счет увеличения количества учреждений.

  По результатам проведения эксперимента будет принято решение о целесообразности и необходимости введения в учреждениях общего среднего образования определенных (единых для конкретного учреждения или региона) моделей одежды делового стиля. План мероприятий по реализации пилотного проект «Школа будущего» размещен на портале Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by / Управление общего среднего образования / Деловой стиль одежды).

свернуть
поделиться в: