Профилактика правонарушений

Листовки, брошюры, плакаты

26.11.2021

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

26.11.2021
Сегодня организация педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимает особое место. Это обусловлено ростом преступности среди подростков ввиду снижения уровня жизни населения, нестабильности общества - в целом большим количеством негативных факторов, накладывающихся на кризис подросткового возраста. Ведь именно в этом возрасте происходит развитие индивида, становление личности, определяются ценности и жизненные ориентации.
развернуть

Профилактика правонарушений – одно из важнейших направлений борьбы с преступностью нашего общества, а также одна из сложнейших задач не только правового, но и педагогического характера.

         Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Необходимо отметить, что деяние может выражаться в действии или бездействии. Касаемо правонарушений, совершаемых подростками, выделяют две их главные особенности: высокая степень латентности и групповой характер, а причинами совершения являются асоциальная ситуация в семье, нахождение несовершеннолетнего в криминогенной товарищеской компании, социально-экономические факторы, беспризорность и безнадзорность, пробелы в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения.

         Профилактика правонарушений – это меры правового, воспитательного и иного характера, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Такие меры заключаются в предупредительном общем или индивидуальном воздействии на лиц, склонных к совершению противоправных действий. В настоящее время профилактика правонарушений – это не только деятельность правоохранительных органов и юристов, это также гуманная деятельность образовательной организации.

         Социально-педагогическая профилактика - процесс государственно-общественный, основная направленность которого - устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений. Основная причина малоэффективности педагогической профилактики – правовая ограниченность, а также слабоподгоготовленность педагогических работников. Отсюда вытекает необходимость повышения теоретического, воспитательного, методического и иных уровней работников образовательных учреждений. Профилактическая направленность педагогической деятельности должна включать в себя  работу по организации благоприятной среды, своевременную коррекцию семейных отношений, поиск форм занятости детей в свободное время, постановка несовершеннолетних на внутришкольный учет, патронаж отдельных учащихся, а также комплексную работу с органами власти.

         Основными видами профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных организациях являются:

    - Первичная профилактика. Здесь важную роль играет взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом и психологом по выявлению несовершеннолетних детей, склонных к девиантному поведению, отстающих в учебе, вовлечение их в различную деятельность - кружковую, внеурочную. Немалая роль на данном этапе должна быть отведена профилактической работе с семьей, где присутствует асоциальный климат, ведется аморальный образ жизни.

    - Вторичная профилактика. Основными задачами этого этапа является предотвращение совершения начавшегося правонарушения, предоставление своевременной социопсихологической помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Здесь необходимо объединить весь комплекс социально-психологических и правовых мер, направленных на работу с несовершеннолетним, имеющим девиантное поведение, попытаться классному руководителю и другим педагогическим работникам понять интересы  и стремления такого ребенка.

     - Третичная профилактика. Она представляет собой комплекс социально-психологических и правовых мер, который заключается в недопущении и предупреждении рецидива правонарушений подростками, ранее уже совершавшими противоправные действия.

Как отмечалось выше, немалую роль в педагогической профилактике правонарушений среди несовершеннолетних играет деятельность классного руководителя, социального педагога и психолога образовательной организации. Поэтому логичным будет определить основные методы их работы, которые можно использовать в профилактике противоправных действий, совершаемых подростками:

         - Наблюдение. Здесь педагог наблюдает за учащимся, за его поведением в школе, семье, на уроке, за его общением со сверстниками.

         - Беседа, опрос, анкетирование, тестирование. Данные методы позволяют выявить психологические особенности детей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

      - Консультирование. Данный метод заключается в предоставлении квалифицированной помощи несовершеннолетнему, испытывающему какие-либо проблемы, с целью их социализации и оптимизации.

      - Убеждение. Метод, который заключается в способности убедить ребенка в последствиях его противоправного поведения, опираясь на нормы права.

         - Тренинг. Метод, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания социально-психологической помощи, поддержки.

         - Игра. Метод, значимость которого заключается в самом процессе, а не результате; он помогает подросткам через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними, познать окружающую действительность.

         Итак, профилактика правонарушений представляет собой необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление социально-педагогической деятельности образовательной организации, которое обеспечивает полноценную социализацию и социоадаптацию учащихся, всестороннее развитие всех участников образовательного процесса.

свернуть

Что такое правонарушение и как его избежать?

26.11.2021
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
развернуть

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную,  гражданско- правовую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики,  то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности,  своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления,  вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:

– неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

– порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

– девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки,  принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

–   предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

– противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Признаками проблемных детей могут являться:

Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации  на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

– негативизм в оценке действительности.

– повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым;

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное.

Почему формируется такое поведение?  Что влияет на подростков?

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

  1. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
  2. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок,  не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие – инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
  3. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
  4. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
свернуть

Профилактика безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних

Об ответственности несовершеннолетних и их родителей

за участие в незаконных массовых мероприятиях

За участие в незаконных массовых мероприятиях статьёй 23.34 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с требованиями статьи 4.3 КоАП Республики Беларусь несовершеннолетний может быть привлечён к административной ответственности за участие в незаконном массовом мероприятии после достижения им возраста шестнадцати лет.

В случае не достижения несовершеннолетним участником незаконных массовых мероприятий этого возраста административная ответственность по статье 9.4 КоАП (невыполнение обязанностей по воспитанию детей) грозит его родителям. За первое такое нарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения либо штрафа в размере до десяти базовых величин, а в случае повторного нарушения размер штрафа будет большим – от десяти до двадцати базовых величин.

Проект нового КоАП РБ

Проект КоАП уже подготовлен и 22 апреля текущего года представлен заинтересованным государственным органам и иным организациям для согласования.

В проект включена новая глава, посвященная административной ответственности несовершеннолетних. В этой главе установлен в целом более гуманный, по сравнению со взрослыми, режим административной ответственности, расширен спектр альтернативных административному взысканию профилактических мер воздействия.

Источник: http://www.pravo.by

Мы никогда не знаем всей истории

ПРОФИЛАКТИКА КРАЖ ВЕЛОСИПЕДОВ

Первые лучи весеннего солнца заряжают организм энергией,  а это значит, что самое время восстановить здоровье после «зимней спячки». Тогда на помощь приходит – велосипед. Ведь, что может быть лучше, чем в теплый вечер прокатиться с семьей в парке отдыха.      

В современном обществе, так сложилось, что многие используют велосипед не только, как вид отдыха, но и с целью экономии времени, передвигаясь по городу по рабочим вопросам. Поэтому с каждым годом растет количество велосипедов на дорогах, а соответственно и их краж.    

Владельцам велосипеда необходимо знать несколько простых правил, которые их уберегут от потери двухколесного друга.

Важно! Не оставлять велосипед без присмотра. Если выхода нет, обязательно пристегните велосипед, даже если оставляете его на одну минуту. Помните, что дешевые и тонкие тросы легко перекусываются. Надежнее, если их толщина будет около пальца, это создаст трудность при их перекусывании. Примыкайте велосипед за колесо и раму, если трос позволяет, за оба колеса и раму. Рекомендуется  оставлять велосипед в поле зрения камер видеонаблюдения, если они есть.

Когда оставляете велосипед в общественных местах, забирайте с собой все быстросъемное оборудование (велокомпьютер, насос, фонарь и т.п.), а также, если позволяет конструкция, седло. Привлекательность такого «разукомплектованного» велосипеда без седла для воров и хулиганов, решивших покататься, значительно меньше.

Помните, что лестничная площадка, даже закрытая, не лучший способ хранения велосипеда, даже если он там пристегнут. Причиной, способствующей совершению краж велосипедов из подъездов, является в первую очередь, беспечность самих жильцов. Большинство хищений велосипедов происходит из тамбурных помещений. Как правило, многие граждане по собственной халатности не закрывают дверь, поэтому и становятся жертвами преступников. 

Сотрудники милиции еще раз предупреждают: будьте бдительны и соблюдайте элементарные правила безопасности, принимайте все необходимые меры для сохранности своего имущества.

 

свернуть

ПОДРОСТКОВАЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ

 

Раз и навсегда запретите своим детям брать и куда-либо относить любые вещи, пакеты, предметы, полученные не только от незнакомцев, но и от приятелей. Такая передача может обернуться тюремным сроком даже в том случае, если юного курьера используют втемную.

Под невинным предлогом ребенка могут сделать доставщиком наркотика. Еще страшнее, когда дети идут в грязный бизнес осознанно. В МВД утверждают, что примерно с конца прошлого года наметилась опасная тенденция: преступления со стороны подростков стали носить более организованный и серийный характер. Дошло до того, что подростки сами стали изготавливать смертельное «зелье»! В главном управлении по наркоконтролю и противодействию торговле людьми (ГУНиПТЛ) рассказали, как несовершеннолетние могут оказаться за решеткой на долгий срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От потребления — к изготовлению

Количество подростков, которых привлекли по 328-й статье УК, в последнее время сократилось. Стали ребята и более осведомлены об опасности наркотиков: число передозировок уменьшилось в разы, а смертей не регистрировали с 2014 года. Юных преступников стало меньше, но действуют они, к сожалению, куда изощреннее. Не только продают самолично изготовленное «зелье», но и работают весьма организованно, втягивая в преступный бизнес взрослых людей… Так, еще осенью прошлого года за создание нарколаборатории в Минске задержали учащегося одного из лицеев города. Позже выявили преступную группу несовершеннолетних: школьники распространяли особо опасные психотропы. В Гродно прикрыли помещение для изготовления альфа-PVP, организованное студентами аграрного университета. В Гомеле задержали 17-летнего парня, который работал на подпольный интернет-магазин. Юноша вовлек в преступную деятельность двоих взрослых жителей Речицы. Похожая картина вырисовывается во всех регионах страны и сейчас.

Эти ребята, видимо, наивно полагали: смогут долго «зарабатывать» большие деньги, а строгая конспирация поможет уйти от ответственности. Реальность оказалась жестче. От недели до полугода — столько времени обычно нужно, чтобы вычислить таких злоумышленников. А за слаженность действий спросят особо строго — от 8 до 20 лет лишения свободы.

Если все это происходит в течение длительного периода, то назревает вопрос: почему на ситуацию никак не влияют родители задержанных? Оказывается, объясняют в милиции, взрослые толком не интересовались жизнью своих детей, не задумывались, откуда у них появлялись новые недешевые вещи.

— Сегодня мы можем констатировать смену вектора, — обращает внимание замначальника ГУНиПТЛ МВД Андрей Саладовников. — Если раньше опасались только втягивания детей в потребление наркотиков, то сегодняшние риски связаны в большей степени с вовлечением их в преступную деятельность. Из нашего опыта общения с подростками и их родителями: такая тенденция во многом обусловлена нежеланием взрослых говорить на эти «неудобные» темы в семейном кругу. Мол, есть школа, милиция — они все расскажут… И самое опасное убеждение в том, что беда может коснуться кого угодно, но только не их семьи

Задержание спасло от тюрьмы

Одно дело, когда родители не знают, чем занимаются их дети. Но есть истории, в которых они зачастую не только осведомлены, но… еще и поощряют, что сын или дочь занимается сомнительной работой! В Гомеле удалось предотвратить наркотическое преступление со стороны ученицы 8-го класса. Девочка работала так называемой трафаретчицей — рекламировала магазин по продаже наркотиков. Раскрасила полгорода. За таким «творческим» занятием ее и задержали. Причем на следующий день восьмиклассница собиралась переходить на новый этап — распространение наркотиков. А это уже уголовное преступление. Вовремя остановив школьницу, сотрудники милиции в прямом смысле уберегли ее от тюрьмы.

Самое страшное в том, что мать была в курсе, чем занимается дочь. При разбирательстве выяснилось, что между родственницами однажды состоялся любопытный диалог. Родительница сообщила ребенку: звонили из школы, ищут. На что девочка ответила: «Ты же знаешь, я работаю». «Ладно, что-нибудь совру», — пообещала женщина.

Похожий случай произошел в Гомельской области. В отношении школьника возбудили уголовное дело за распространение. Позже выяснилось, что отец был в курсе, каким способом зарабатывает сын. Однажды юноша попросил у папы денег, тот ответил: «У меня нет. Но ты же сам работаешь…»

МВД констатируют, что если раньше для наркодельцов Беларусь была страной исключительно транзита и потребления, то с недавних пор на нашей территории появились случаи изготовления наркотиков. В том числе с участием несовершеннолетних.

Ключевое слово — «семья»

Фигурантами другого уголовного дела стали ребята из вполне благополучных семьей. Родители просто не уследили, где их дети проводят время, рассказывают в наркоконтроле. В Гомеле задержали группу подростков 16 — 17 лет. Пятеро учащихся местных лицеев и колледжей работали курьерами на интернет-магазин. Для продажи хранили в сарае в Гомельском районе свертки с особо опасным психотропом альфа-PVP. Действовали организованно, группой лиц — возбудили уголовное дело по 3-й части 328-й статьи, от 8 до 15 лет лишения свободы…

— Необходимо влияние не только школы и милиции, но прежде всего отцов и матерей, — считает Андрей Саладовников. — Они главная защита своей семьи от этой угрозы. Приведу один яркий пример. В Речице отличник колледжа попался на первой же закладке — друзья предложили подзаработать. Причем парень рассказал, что в учреждении образования не раз предупреждали об ответственности за сбыт. Получается, в школах учащиеся могут находиться на хорошем счету, даже участвовать в антинаркотических мероприятиях, но думать совсем о другом… Поэтому и нужно по-настоящему знать своего ребенка, влиять на процессы, которые происходят в его сознании. Это подтверждает опыт Исландии, где в процессе воспитания и профилактики детей семья стала играть главную роль.

Напомним, «СБ» раньше писала об эффективной модели профилактики в этой стране. До ее внедрения там каждый второй подросток к 15 годам ужепопробовал наркотики, табак или алкоголь. Сейчас показатель равен 1 — 2%. Оказалось, чем меньше ребенок проводит времени с родителями, тем выше риск, что он пойдет по плохой дорожке.

Как оградить своих детей от опасности? Нужно уметь разговаривать с ними на их языке. Банально разложить все по полочкам: продал наркотик — сел в тюрьму на 10 лет, за решеткой не будет интернета, виртуальных друзей и прочих развлечений.

Иногда не помешает спросить, не нужны ли сыну или дочке деньги. Необходимо знать и как вовлекают в наркобизнес. Обращайте внимание, в каких соцсетях, мессенджерах и с кем общаются подростки, 95% угрозы исходит из интернета.

В поиске свежих решений

В наркоконтроле не обошли стороной и такую тему. В последнее время слышатся сетования, будто бы в стране не хватает профилактики наркопреступлений… В ГУНиПТЛ в ответ приводят конкретные факты: «В стране есть эффективные рычаги профилактики. Мы постоянно в поиске свежих решений, потому что убеждены: старые методы уже не работают».

Есть, например, площадки для профилактики наркомании в Бресте и Витебске. Там присутствует визуальный контент, работают профессионалы-психологи. Появление подобных объектов запланировано по всей стране. Сейчас идет процесс создания такого центра и в Минске. Здесь собираются сделать более глобальный проект республиканского уровня для посещения детей из всех регионов страны. Будут использованы современные виртуальные технологии. Создадут различные макеты. Допустим, покажут, как выглядит тюремная камера наркопреступника. Возможно, появится какой-то специфический квест.

Есть и другие примеры, но, какие бы усилия ни прилагались, без участия родителей уберечь их же детей от наркотиков будет куда сложнее.

КСТАТИ

Сегодня в суде Минского района огласили очередной приговор несовершеннолетним наркопреступникам. Трое подростков 16 — 17 лет делали закладки. Молодых людей обвинили в незаконных с целью сбыта приобретении, перевозке и хранении группой лиц опасного наркотического средства марихуаны и особо опасного психотропного вещества альфа-PVP. И вот решение суда: 16-летний и 17-летний фигуранты осуждены к 10 годам лишения свободы. Еще один 16-летний подросток — к 9 годам. С учетом закона об амнистии эти сроки сокращены на 2 года.

ИСТОЧНИК: СБ БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ

 

 

свернуть