Библиотека, медиатека

Книги-юбиляры 2021 года

29.01.2021

Кнігі-юбіляры беларускіх аўтараў

175 гадоў -  Баршчэўскі Я. “Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях (1846)

130 гадоў - Багушэвіч Ф. “Дудка беларуская” (1891)

95 гадоў - Колас Я. “На прасторах жыцця” (1926)

95 гадоў - Колас Я. “Казкі жыцця” (1926)

95 гадоў - Маўр Я. “У краіне райскай птушкі”(1926)

80 гадоў - Чорны К. “Насцечка”(1941)

60 гадоў - Быкаў В. “Трэцяя ракета”(1961)

60 гадоў - Мележ І. “Людзі на балоце” (1961)

60 гадоў - Макаёнак А. “Лявоніха на арбіце”  (1961)

55 гадоў - Васілевіч А. “Расці, Ганька” (1966)

55 гадоў - Вольскі В. “Несцерка” (1966) 

55 гадоў - Караткевіч У. “Хрыстос прызямліўся ў Гародні” (1966)

55 гадоў - Мележ І. “Подых навальніцы” (1966)

55 гадоў - Быкаў В. “Абеліск” (1971)

45 гадоў - Шамякін І. “Гандлярка і паэт” (1976)

35 гадоў - Адамовіч А. “Апошняя пастараль” (1986)

35 гадоў - Далідовіч Г. “Гаспадар-камень” (1986)

35 гадоў - Тарасаў К. “Пагоня на Грунвальд” (1986)

35 гадоў - Тарасаў К. “Тры жыцці княгіні Рагнеды” (1986)

25 гадоў - Быкаў В. “Пакахай мяне, салдацік”(1996)

 

Книги - юбиляры русских и зарубежных авторов 2021 года

700 лет - «Божественная комедия» А. Данте (1321)

420 лет - «Гамлет» У. Шекспира (1601)

295 лет - «Путешествие в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» Д.Свифта (1726)

240 лет  - «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1781)

230 лет  - «Приключения барона Мюнхгаузена» Р.Э. Распэ (1791)                               

200 лет - «Кавказский пленник» А.С. Пушкина (1821)

190 лет  - «Вечера на хуторе близ Диканьки, изданные пасечником Рудым Паньком» Н.В. Гоголя(1831)

190 лет  - «Красное и чёрное» Стендаля (1831)

190 лет  - «Собор Парижской богоматери» В. Гюго (1831)

190 лет  - «Шагреневая кожа» О. де Бальзака (1831)

185 лет - «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (1836)

175 лет - «Граф Монте-Кристо» А. Дюма (1846)

170 лет - «Моби Дик, или Белый кит»  Г. Мелвилла (1851)

165 лет - «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого (1856)

160 лет - «Униженные и оскорблённые» Ф. М. Достоевского (1891)

155 лет - «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (1866)

155 лет  - «Всадник без головы» Т. Майн Рида (1866)

155 лет - «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля (1866)

150 лет - «Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролла (1871)

145 лет - «Приключения Тома Сойера» М. Твена (1876)

145 лет - «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова (1876)

140 лет - «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского (1881)

140 лет - «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе» Н.С.Лескова (1881)

130 лет - «Тэсс из рода д Эбервилей» Т. Гарди (1891)

130 лет - «Портрет Дориана Грея» О. Уальда (1891)

100 лет - «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси (1921)

100 лет - «Подорожник» А. А. Ахматовой (1921)

95 лет - «Донские рассказы» М. А. Шолохова (1926)

95 лет - «Винни-Пух и все-все-все» А.А. Милна (1926)

90 лет - «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова (1931)

90 лет - «Ночной полёт» А. де Сент-Экзюпери (1931)

85 лет - «Унесённые ветром» М. Митчелл (1936)

75 лет - «Триумфальная арка» Э. М. Ремарка (1946)

70 лет - «Приключения Чиполлино» Дж. Родари (1951)

55 лет - «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова (1966)

45 лет - «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина (1976)

45 лет - «Царь-рыба» В. П. Астафьева (1976)

15 лет - «Мальчик в полосатой пижаме» Дж. Бойна (2006)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Мысли великих...

50 высказываний великих людей про книги

  1. Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. Цицерон
  2. Лучше иметь мало друзей и мало книг, но пусть они будут хорошие. Гийом Мюссо
  3. Вы можете все книги закачать в айпад, но запах книги утерян, а надо, чтобы странички шелестели, не мышка кликала. Никита Михалков
  4. Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству. Максим Горький
  5. Люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает. Бернард Вербер
  6. Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце. Уильям Теккерей
  7. Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в неё следует чаще всего заглядывать. Паскаль
  8. Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга. Вольтер
  9. Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Фрэнсис Бэкон
  10. Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай! Максим Горький
  11. Книги— это друзья, бесстрастные, но верные. Виктор Гюго
  12. Милее книги в мире нет. Алишер Навои
  13. Книги — лучшие товарищи старости, в то же время они — лучшие руководители юности. Сэмюэл Смайлс
  14. Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. Максим Горький
  15. Книги изречений… не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают её. Лев Толстой
  16. Все хорошие книги сходны в одном, — когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода. Эрнест Хемингуэй
  17. Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество. Гельвеций Клод Адриан
  18. Любая книга — умный друг: Чуть утомит, она смолкает; Она безмолвно поучает, С ней назидателен досуг. Лопе де Вага
  1. Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить; иначе говоря, одни книги следует прочесть лишь частично, другие — без особого прилежания и лишь немногие — целиком и внимательно. Фрэнсис Бэкон
  2. Польза не во многих, но в хороших книгах. Сенека Луций Анней
  3. Некоторые ценят книги по их объему, точно написаны они для упражнения рук, а не ума. Грасиан Бальтасар
  4. Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались. Торо Генри Дэвид
  5. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Герцен Александр Иванович
  6. Каждую книгу нужно уметь читать. Паскаль
  7. Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах. Толстой Лев Николаевич

  1. Книги — дети разума. Свифт Джонатан
  2. Видеть прекрасно изданную пустую книгу так же неприятно, как видеть пустого человека, пользующегося всеми материальными благами жизни. Белинский Виссарион Григорьевич
  3. Свет! Всегда свет! Повсюду свет! В нем нуждаются все. Он содержится в книге. Гюго Виктор
  4. Библиотека для чтения в городе— это вечнозеленое дерево дьявольского познания, и кто постоянно забавляется его листами, тот и до плода дойдет. Шеридан Ричард Бринсли
  5. Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни! Торо Генри Дэвид
  6. Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано.Лукиан
  7. Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки. Цвейг Стефан
  8. Когда мне хочется прочесть книгу, я ее пишу. Дизраэли Бенджамин
  9. Бестселлер — позолоченная гробница посредственного дарования. Смит Адам
  10. Повсюду искал я покоя и в одном лишь месте обрел его — в углу, с книгою. Умбэрто Эко
  11. Несомненный признак всякой хорошей книги — это то, что она нравится тем больше, чем человек становится старше. Лихтенберг Георг Кристоф
  12. Книгой следовало бы, собственно, называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все прочие — лишь средство быстро узнать, что уже сделано в той или иной области. Лихтенберг Георг Кристоф
  13. Книги надо не прочитывать, но читать и перечитывать.Плиний Младший
  14. Всюду, где есть пашня, всюду, где есть ум человеческий, должна быть книга. Гюго Виктор
  15. Тому, кто читает книги, никогда не скучно. Ирвин Уэлш 
  16. Сколько дней труда, сколько ночей без сна, сколько усилий ума, сколько надежд и страхов, сколько долгих жизней усердного изучения вылиты здесь в мелких типографских шрифтах и стиснуты в тесном пространстве окружающих нас полок. Смит Адам
  17. То, что однажды напечатано, становится достоянием мира на вечные времена. Лессинг
  18. В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Петрарка Франческо
  19. Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно. Рэй Брэдбери
  20. Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание… Диккенс Чарльз

  1. Величайшее сокровище — хорошая библиотека. Белинский Виссарион Григорьевич
  2. Чрезмерное обилие книг распыляет мысли. Сенека Луций Анней
  3. Вовсе не так легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими. Ницше Фридрих
  4. Сейчас для меня совершенно очевидно, что самое большое влияние на человека оказывают книги, которые он прочёл, и люди, которых он встретил. Вот что братья и сестры должны знать про книги: самое важное понимать прочитанное правильно. Хорошо уметь читать, но очень плохо уметь читать и не уметь понимать прочитанное. Майк Тайсон
  5. Книги – это наркотики в твердых переплетах. Я счастливый книжный наркоман. Карл Лагерфельд

 

50 цитат о пользе чтения

  1. Чтение — это соглашение о великодушии между автором и читателем. Оба доверяют друг другу и друг на друга рассчитывают. Гийом Мюссо
  2. Лучше общаться с хорошей книгой, чем с пустым человеком. Михаил Литвак
  3. Когда хочешь понять человека, достаточно лишь взглянуть на его книжную полку. Ричард Бах
  4. Чтение — вот лучшее учение! Пушкин Александр Сергеевич
  5. Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. Достоевский Фёдор 
  6. Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. Бэкон Фрэнсис
  7. Ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия. Цицерон
  8. Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. Аддисон Джозеф
  9. Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. Монтескье
  10. Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги. Руссо Жан-Жак

  1. То, что написано без усилий, читается, как правило, без удовольствия. Джонсон Сэмюэл
  2. Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все. Василий I Македонянин
  3. Книги это такие штуки в которых много текста, похожее на ленту Вконтакте, только иногда в них бывает смысл. Борис Веденский
  4. Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Фазиль Искандер
  5. Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Ф.Жанлис
  6. Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь. Жюль Ренар
  7. Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. В. Даль
  8. Существует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90 дней и думать, что ничего не случилось. Джим Рон
  9. Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.
  10. Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете. Джим Рон
  11. Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. Эрнест Хемингуэй
  12. Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну. Д. Мартин
  13. Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. М. Лашков
  14. Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом. Д. Пеннак
  15. Коллекция книг — тот же университет. Томас Карлейль
  16. Всё бледнеет перед книгами.Антон Чехов
  17. Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. Лев Толстой
  18. Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.
  19. Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.
  20. Книги — это инструмент насаждения мудрости.
  21. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.
  22. Хорошая библиотека есть книжное отражение вселенной.
  23. Книга никогда не бывает шедевром при своем появлении, она становится им потом.
  24. Беседовать с писателями других веков — почти то же, что путешествовать.
  25. Книжная ученость — украшение, а не фундамент.
  26. Мы слишком много живем в книгах и недостаточно в природе.
  27. Жизнь всегда учит гораздо большему, чем лучшая из лучших книг. Книга — только орудие и пособие. Не жизнь нужно проверять книгами, а как раз обратно.
  28. Не бывает моральных или аморальных книг. Бывают книги хорошо или плохо написанные.
  29. Природа мудро позаботилась, чтобы человеческие глупости были преходящими, книги же увековечивают их. Дураку следовало бы довольствоваться уже тем, что он надоел всем своим современникам, но он хочет досаждать еще и грядущим поколениям, хочет, чтобы потомство было осведомлено о том, что он жил на свете, и чтобы вовеки не забыло, что он был дурак.
  30. Нет более опасного оружия против черта, чем чернила и книгопечатание: они когда-нибудь окончательно сживут его со света.
  31. Несомненный признак всякой хорошей книги — это тот, что она нравится тем больше, чем человек становится старше.
  32. Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.
  33. Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью.
  34. Книга как холодильник — открываешь и радуешься что она полная.
  35. Книги собирают жемчужины человеческой мысли и передают их потомству. Мы превратимся в горсть праха, но книги, словно памятники из железа и камня, сохраняются навек. М. Айбек
  36. Сон — это хорошо, а книги еще лучше. Джордж Мартин
  37. Любовь к книгам – это любовь, которая не требует ни оправдания, ни извинения, ни обороны. Ю. А. Лэнгфорд
  38. Я скорее стану читать какое-нибудь расписание или каталог, чем не читать вообще ничего. Сомерсет Моэм
  39. Книга – устройство, способное разжечь воображение. А. Беннет
  40. Чтобы остановить время, не нужна волшебная палочка. Возьми чай и книгу.
свернуть

Интересные факты о чтении

26.10.2020
  1. Средняя скорость чтения 200-250 слов в минуту, это примерно 2 странички в минуту.
  2. 5% людей читают очень медленно — 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).
  3. Удивительно, но уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром — 80%.
  4. При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
  5. Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок, читающего быстро — 4-2 остановки.
  6. Традиционно у читающего человека объем одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков (1,5-2 слова одной строки). У быстрочитающего — 200-500 знаков (33-83 слова нескольких строк).
  7. При медленном чтении происходит 0,5-0,7 неоправданных возвратов к прочитанному на одну строку. У школьников происходит 20 регрессивных движений на одну строку, у студентов — 15.
  8. При традиционном чтении теряется 1/6 часть затраченного времени на регрессивные глазные движения.
  9. При чтении глаза читающего, глядя на разные буквы, передают разное изображение, а мозг все равно объединяет их в одну картинку.
  10. Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
  11. Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
  12. М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
  13. Т. Эдисон читал сразу 2-3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.
  14. В XVII веке Никола Гроллье де Сервьера придумал машину для ускорения чтения книг: подобие мельничного колеса с подставками для книг вместо лопастей, на которых одновременно помещалось несколько книг, раскрытых на требуемых страницах.
  15. Джон Ф. Кеннеди был сторонником скорочтения и призвал своих сотрудников брать уроки.
  16. Каждый год выпускается 360 000 новых книг только на английском языке.
  17. Самая большая библиотека в мире — Библиотека Конгресса США. Содержание её фонда насчитывает около 115 млн единиц хранения. Основана библиотека в 1800 году по предложению президента США Т.Джефферсона в Вашингтоне. Ежедневно в библиотеку Конгресса поступает 7 000 документов. Штат библиотеки — около 5 000 сотрудников.
  18. Знатоки истории утверждают, что  самая первая российская библиотека на Руси появилась в Киеве. Основателем стал князь Ярослав Мудрый. Это событие произошло в 1037-ом году. Книги были куплены в разных странах.
  19. Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге самая красивая в России была открыта  в январе 1814 года.

Российская национальная библиотека

 

  1. Самая большая библиотека в России в Москве — «Ленинка», Румянцевская библиотека, Государственная библиотека СССР имени Ленина, Российская государственная библиотека – всё это названия одной и той же библиотеки, которая является самой большой в России. Она хранит огромное количество книг, аудиозаписи, пластинки, журналы, диссертации, редкие сборники стихов и так далее. Фонд насчитывает порядка сорока трёх миллионов изданий.


Библиотека имени В.И.Ленина

 

  1. Самая продаваемая книга — книга рекордов Гиннеса! Она переведена на 52 языка мира, и продажи ее давно перевалили отметку в 450 миллионов экземпляров.
  2. В Британской национальной библиотеке во время выставок экспонируется самая большая в мире книга, внесенная в Книгу рекордов Гиннеса. Ростом эта книжица в 180 см. Собственно, это даже не книга, а сборник печатных настенных карт в количестве 37 штук и размерами 1,9×1,75 м. Издание было подготовлено в 1660 году для короля Карла II.

 

Самая большая книга

 

Известные факты пользе чтения:

1. Чтение делает взгляд острее. Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя.

2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье. Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга.

3. Чтение помогает сконцентрироваться. Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.

4. Чтение помогает приятно проводить свободное время. Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.

 

Какая польза детям от чтения книг?

     Много ли читают ваши дети, если вообще читают, кроме обязательного набора произведений по учебной программе? Да и то, что сейчас читают в школе, мягко говоря, в большинстве своем далеко от классики. Но все в ваших руках. Есть вы и ваши дети. Нечего надеяться на учителей, перекладывать на них ответственность. Что с сегодняшними детьми происходит — дело и ваших рук.

     Они не вылезают из компьютерных игр, не отходят от телевизора. Что понесет ваш ребенок с собой во взрослую жизнь? О да, он наизусть знает, сколько уровней и как их пройти в популярной компьютерной игре. Для развлечения, кратковременного, это подойдет. Но как это ему поможет в дальнейшем, когда он будет работать и воспитывать своих детей? Если сейчас сын подойдет и спросит у вас, кто такой капитан Грант и почему его где-то там искали, вы, конечно, ответите, вы же читали в детстве роман «Дети капитана Гранта». А он что расскажет своим детям в ответ на аналогичный вопрос, если не прочтет книгу? Дело не в этой книге конкретно, а вообще, в уровне интеллекта. Который повышается и развивается чтением.

    Хочется верить, что в большинстве семей родители все-таки приучают своих детей читать книги. И все не так плохо. Но если вы пропустили этот важный момент — вызвать интерес к книгам у вашего ребенка, обязательно наверстайте упущенное. Лучше поздно, чем никогда.

    Когда мы, будучи подростками, зачитывались приключениями Тимура и его команды, например, как-то незаметно для нас самих формировалась наша нравственность, важнейшие критерии, которыми должен руководствоваться в жизни каждый порядочный человек. Мы учились отличать хорошие поступки от плохих. Учились помогать, не оставаться равнодушными. Множество книг научили нас тому, что мы знаем сейчас. Это было огромное подспорье в воспитании детей нашим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям.

    Недавно в соцсетях встретилось высказывание: «Я боюсь, что обязательно наступит тот день, когда технологии превзойдут человеческое общение. И мир получит поколение идиотов».

    Задумайтесь, ведь это близко к истине. Поколение наших детей рискует больше всех. Мы учились еще тогда, когда в приоритете было качественное образование, интеллектуальное обогащение. Наши дети рискуют жить по примеру человека-паука, вампиров, губок-бобов разных, бэтменов, людей в черном и т. д. Этим героям дети будут подражать. Будут равняться на них. Даже мы, взрослые, общаемся с друзьями все больше с помощью сети Интернет, а не вживую.

    Кто-то скажет, что время диктует своих героев и условия для жизни. Так-то оно так. Только если человечеству суждено выжить (не какой-то части его, а человечеству в целом), то только при условии возврата к моральным, нравственным ценностям прошлого. А ведь нам их родители не втолковывали ежечасно, так ведь? Мы много находили в книгах. Конечно, пример родителей — самое лучшее воспитание. На вас ребенок равняется, помните об этом. Какие вы — такими будут ваши дети. За редким исключением, конечно.

    Что вы получите, приучая детей к чтению?

Первое и главное — умение размышлять, анализировать. Ребенку надо написать сочинение. Что было в ваше школьное время? Читали, думали, пересказывали, тем самым, обогащались интеллектуально. Что сейчас? Готовое сочинение есть в Интернете. Где польза? Зачем вообще тогда это надо? Для оценки в школе? Для учителя? Задумайтесь.

Второе — это грамотность. Сегодня каждый второй ученик в школе, да что там, многие взрослые тоже, в слове из пяти букв умудряются сделать две ошибки. Причем это не какие-нибудь сложные термины, а обычные разговорные слова. Чем больше ребенок читает, тем грамотнее он пишет и говорит. Польза чтения выражается в привычке правильно выражать свои мысли, стимулирует на мыслительный процесс. Человек, который много читает, уже «автоматически» пишет грамотно. Он, может, и правил не помнит, но пишет правильно. А правила можно наверстать.

Третье — ваше чадо при деле. Не болтается без присмотра. Не «висит» в Интернете, рискуя испортить глаза и психику. Прочитал книгу — и пусть вам вечером пересказывает. Огромная польза. Тренировка памяти, речи, да и для вас, возможно, что-то новое (ведь не все книги вы читали). А еще можно подумать вместе над прочитанным, проанализировать, что-то выделить, вот и сочинение готовое. В процессе такой совместной работы вы с ребенком вместе, крепнет ваша взаимная любовь. Растет его уважение и доверие к вам.

Четвертое — ребенок научится воспринимать информацию. Ведь что есть образовательный процесс в идеале? Ребенку рассказывают новую тему, он (при условии, что знает тему предыдущую, так как знания надо получать в правильной последовательности) слушает, задает осмысленные, уточняющие вопросы учителю. Не смотрит на него стеклянными, непонимающими (от воздействия виртуальных игр) глазами, а думает, анализирует и запоминает. Дома материал закрепляет. Дополняет чтением книг. Если ребенок любит читать, умеет работать с книгой, то особого затруднения в учебе у него не будет. А как легко ему будет учится в вузе. Но туда еще поступить надо. О взятках забывайте, все это постепенно уйдет в прошлое.

Пятое — тренировка памяти. Это поможет в выполнении домашних заданий самостоятельно. Не прибегая к вашей помощи. На сегодня уроки — это уже масштабная проблема. Вспомните, с вами родители столько занимались? У кого не спроси, все сейчас или репетиторов нанимают, или сами с детьми до ночи делают уроки. И так программа сложная, местами неадекватная и непоследовательная, а тут еще памяти нет. В вузах объемы учебной программы огромные. На работе без натренированной памяти карьеры не сделать. Таким образом, если ребенок не читает, он не справится с получением качественного образования. Может, вымучаете аттестат, угадаете тесты в ЕГЭ, а в голове что останется?

    Уже близится время, когда в экономике, политике, строительстве, да во всех сферах будет востребовано настоящее образование, вместо купленного и вымученного. Что это значит? Это значит наличие знаний. Именно знаний, а не просто оценок.

    И последнее. Чтение книг, прежде всего классики, поможет ребенку найти нравственные ориентиры в жизни. Прочитав, к примеру, «Война и мир» Л. Толстого, он поймет, насколько глобальна любая война, как она затрагивает каждую человеческую жизнь и судьбу. Раз и навсегда поймет, что нет ничего дороже человеческой жизни. Не только своей, но и чужой. Произведения М. Булгакова научат глубоко мыслить и не искать решение проблемы на поверхности, легким путем. «Преступление и наказание» Ф. Достоевского наглядно продемонстрируют ребенку всю уродливость и убогость преступного деяния. Примеров множество.

   Словом, научив ребенка читать книги, приучив его к этому на всю жизнь, вы вырастите умного, порядочного, самостоятельного и трезво мыслящего человека. Которым вы будете гордиться.

 

Родители и чтение

Если у ребенка слезы и капризы,

Не берите, мамы, в помощь телевизор.

Сын не разберется, что там, на экране,

И добрей и лучше от него не станет.

Не упустите в этой жизни мига:

Покажите детям, что такое книга.

Объясните детям: злой всегда наказан.

Добрый побеждает. Быть им всяк обязан.

Всюду торжествует правда, а не сила.

В книге мир огромный: то, что есть – и было.

Дышат на страницах время и пространство,

И зовет с собою ветер дальних странствий.

Подрастают дети и читают сами.

Если есть вопросы, задают их маме.

Мамы или папы, объясните детям:

Книга – дар бесценный, что как солнце светит.

Пусть полюбят дети светлые страницы – 

И улыбкой доброй озарятся лица.

 

Почему одни дети читают много и охотно, другие – мало и неохотно, а третьи не читают совсем? И как бы ни старались учителя, как бы ни работали библиотекари, результат меняется мало. 

Потому что очень многое зависит от семьи. Каждый из родителей хочет, чтобы его ребёнок вырос читающим образованным человеком, но усилий к этому почти не прилагают, а большинство редко читают сами.

Если в семье родители читают, дети тоже читающие. Нет ничего лучше личного примера. Авторитет чтения как занятия престижного во многом определяется читающими или не читающими родителями. Когда дети видят, что мама и папа любят читать, слышат, как они разговаривают между собой и с ними о книгах, у ребят возникает постоянный интерес к книге и чтению. Если в семье растёт ребёнок, надо полюбить детскую книгу и научиться, с ней обращаться. Нехватка времени! Конечно. Но 30 минут в сутки для овладения навыками чтения, совместного размышления о прочитанном – не только можно, но и важно выделить.

Нужно внимательно слушать своего ребёнка, обсуждать с ним то, что его в книге заинтересовало. Это необходимые элементы овладения речевой деятельностью: во-первых – чтение и говорение, во-вторых – осмысление прочитанного. Не менее важно и то, что, рассказывая, беседуя, легче достичь взаимопонимания со своим ребёнком. Совместные чтения книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. Нужно избегать вопросно–ответной формы общения. Не выспрашивать у ребёнка содержание книги, чтобы проверить прочёл он её или нет. Главное условие – чтобы ребёнок читал с удовольствием, а не по принуждению.

Сейчас, когда в быт вошли телевизор, компьютер, Интернет, сохранения книги как основы развития ребёнка особенно актуален. Если ребёнок читающий, то телевизор и компьютер будут только дополнять чтение, а не заменять его.

Родителям следует настойчиво обращать внимание ребёнка на книги всякий раз, когда у него появляется тот или иной вопрос. В доме должны быть книги и у взрослых, и у детей. Книг не должно быть много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразными, а главное, необходимы почти каждый день: книги-справочники, научно-популярная литература, а также художественная. При выборе детской литературы для чтения обращайте внимание на её художественную ценность. Произведения для детей Ю.Нагибина, В.Астафьева, В.Драгунского, Е.Пермяка, В.Осеевой, В.Солоухина, Л.Толстого проникнутые гуманностью, человеколюбием стали ещё более актуальными для нашего времени. Интересны произведения современных детских писателей В.Злотниковой, Н.Васильевой, Т.Кудрявцевой. Из книг, которые вы постоянно перечитываете, должна состоять ваша библиотека.

Очень важно приучить ребёнка самостоятельно обращаться к книгам–справочникам и к научно-познавательной литературе (сначала в домашней, а затем и в школьной библиотеке). Потому, что даже значительная по объёму личная библиотека не заменит роли школьной библиотеки. Дети ещё в начальной школе должны научиться работать в читальном зале. Формировать такую привычку в средней школе будет поздно.

Исследователи считают, что лето между 3 и 4 классами может оказаться для ребёнка поворотной точкой. Учителя знают, что примерно до 3 класса дети ещё не теряют своего учебного энтузиазма. Но если к 4 классу ребёнок не может свободно читать, он поспешно отключается от занятий. Можно ли ожидать от него успеха в географии или истории, если у него проблемы с чтением? Дети, которые не читают, не в состоянии воспринимать текст. И как следствие – проблемы с учёбой. Чтение – это залог будущего успеха вашего ребёнка.

Уважаемые родители! Семья, являясь главным воспитателем, формирует школу жизненных ценностей, одна из которых – чтение. Читайте вместе с детьми. Приучайте своих детей к чтению. От вашего отношения к чтению зависит отношение ребёнка к книге. Книга поможет вашим детям овладеть знаниями, выбрать правильный путь, состояться как личности.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Воспитывайте читателя личным примером.
  2. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
  3. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
  4. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
  5. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
  6. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О любимых книгах рассказывайте с восхищением.
  7. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти что-то интересное для себя, копаясь в книгах.
  8. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
  9. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, посоветуйте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

 

свернуть

Режим работы библиотеки

Режим работы библиотеки

Дзень тыдня

Час працы

Понедельник

09.45 - 17.55

Вторник

10.40 - 11.40

15.40 - 17.00

Четверг

08.00 - 09.00

15.30 - 17.00

Пятница

07.40 - 11.55

15.30 - 16.40

Субота (1-я і 3-я месяца)

08.00 - 11.10

 

Выходной: воскресенье, 2-я і 4-я суббота месяца

Сандень: последний четверг месяца

свернуть

Нормативное правовое обеспечение работы библиотеки

26.10.2020

Нормативное правовое обеспечение

работы библиотеки

1. Кодэкс Республікі Беларусь аб культуры. Глава 18. Бібліятэчная справа (вытрымка)

2.ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» (ссылка на страницу adu.by)

3.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 3 Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования (Сайт Министерства образования РБ(документ в формате .doc, с сайта)

4. Постановление Совета Министров РБ №839 от 24.06.2011. О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование (ссылка на belzakon.net)

5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 апреля 2013 г. № 22  О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования (ссылка на pravo.by)

6. Постановление Министерства труда РБ № 21 от 23.03.2001. Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. N6 (ссылка на belzakon.net)

7. ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ АД 28 лістапада 2016 г. № 108 Аб устанаўленні формаў уліковых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў (Сайт Министерства образования РБ) (документ в формате .docx, с сайта)

МЕДИАТЕКА

1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь "Об использовании современных информационных технологий в учреждениях образования в 2019/2020 учебном году" (Сайт Министерства образования РБ, .pdf)

СВЕРНУТЬ
свернуть

Правила пользования библиотекой

26.10.2020

Правила пользования библиотекой

1. Настоящие правила регламентируют взаимоотношения пользователей и библиотеки в процессе библиотечного, информационного, справочно-библиографического и социокультурного обслуживания.
  1. Порядок пользования библиотекой, ее фондами, перечень основных услуг и условия их предоставления устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, положением о библиотеке, Типовыми правилами пользования библиотеками в Республике Беларусь (в ред. Постановления Министерства культуры от 11. 2008 № 45)  и настоящими правилами.
  2. Право на пользование библиотекой имеет любое физическое лицо независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических и религиозных убеждений и профессиональной принадлежности, а также любое юридическое лицо независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.
  3. Пользователи библиотеки в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами имеют право на свободное и бесплатное получение основных услуг библиотеки, кроме платных (дополнительных) услуг.

 

  1. Пользователи библиотеки имеют право:

      5.1. посещать библиотеку в соответствии с режимом ее работы;

5.2. бесплатно получать полную информацию о составе фондов и информационных ресурсах библиотеки через систему каталогов, картотек, баз данных и другие формы библиотечного информирования;

5.3. бесплатно получать консультационную помощь в поиске источников информации;

5.4. получать во временное пользование документы из фондов библиотеки для работы в читальном зале или на абонемент. На абонемент документ выдаётся сроком на 15 дней;

5.5. продлевать срок пользования документом при условии его предъявления в сохранности и отсутствия запросов со стороны других пользователей на данный документ;

5.6. получать доступ к электронным информационным ресурсам в соответствии с правилами пользования библиотекой;

5.7. участвовать в  мероприятиях, проводимых библиотекой для пользователей;

5.8. использовать в зонах обслуживания читателей технические устройства, за исключением мобильных телефонов, на автономном питании без звуковых сигналов;

      5.9. обращаться к представителям администрации гимназии с предложениями, замечаниями, жалобами по всем вопросам, касающимся обслуживания, приобретения и организации информационных ресурсов и услуг;

5.10 пользоваться иными видами услуг, в том числе платными, перечень которых определен гимназией и утвержден в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

  1. Пользователи библиотеки обязаны:

6.1. выполнять правила пользования библиотекой и соблюдать режим работы библиотеки;

6.2. бережно относиться к библиотечным фондам. При получении документов с какими-либо дефектами пользователь должен уведомить об этом библиотекаря;

6.3. возвращать документы в установленный библиотекой срок;

6.4. бережно относиться к имуществу библиотеки и оборудованию;

6.5. проходить перерегистрацию читателей в срок и в соответствии с порядком, установленным библиотекой. Пользователи, не прошедшие перерегистрацию, библиотекой не обслуживаются;

6.6. соблюдать общественный порядок и чистоту в помещениях библиотеки, уважать права других пользователей;

6.7. иметь опрятный внешний вид;

6.8. в чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, угроза террористического акта и иных) выполнять требования работников библиотеки, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

  1. Пользователям библиотеки запрещается:

      7.1. выносить документы из помещения библиотеки без записи в формах учета, принятых библиотекой;

7.2. вносить и использовать различные копировальные приборы (сканеры, аудио-, фото- и видеоаппаратуру);

7.3. использовать мобильный телефон.

  1. Обучающиеся в гимназии записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники гимназии и другие пользователи ­для регистрации должны предъявить документ, удостоверяющий личность.
  2. Регистрационные формы (формуляр читателя) оформляется в автоматизированном режиме работником библиотеки в присутствии пользователя.
  3. В случае утери, повреждения документов из фондов библиотеки пользователи возмещают или заменяют их идентичными, равноценными, в том числе в виде копий. При отсутствии возможности замены документов библиотекарь может требовать возмещения причиненных убытков в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  4. Пользователи библиотеки, нанесшие вред имуществу библиотеки (компьютеры, оргтехника, мебель, электрооборудование и другое имущество), возмещают нанесенный ущерб в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  5. Пользователям библиотеки, нарушившим сроки возврата документов из фондов библиотеки, последующая выдача документов прекращается до полного взаиморасчета по задолженности.
свернуть

Полезные интернет-ссылки

Официальные сайты


Образовательные ресурсы


 

Сайты вузов

«Классические» университеты

Вузы в сфере управления

Вузы МВД, Министерства обороны и МЧС

Технические и технологические вузы

Экономические вузы

Медицинские вузы

Аграрные вузы

Художественные вузы и университеты культуры

Педагогические вузы

Узкопрофильные вузы

Высшие колледжи

свернуть